о порядке проведения социально-психологического тестирования
на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ
Уважаемые коллеги!
Вам хорошо известно, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» ежегодно проводится социально-психологическое тестирование, целью которого является выявление склонности подростков к вовлечению в употребление психоактивных веществ. Данный вид тестирования не выявляет учащихся, употребляющих наркотики.
Социально-психологическое тестирование (СПТ) носит, прежде всего, профилактический характер, призвано удержать молодежь от первых "экспериментов" с наркотиками, своевременно принять необходимые профилактические меры.
Задача тестирования – выявить у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать (или уже стали) значимыми факторами риска употребления психоактивных веществ.
В целях наиболее эффективной организации и проведения социально-психологического тестирования, а также получения достоверных его результатов необходимо проведение мероприятий подготовительного этапа, направленных на информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о целях, формах и использовании результатов социально-психологического тестирования на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Руководитель образовательной организации издает распорядительный акт о проведении социально-психологического тестирования, организует получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий; утверждает поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий; создает комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования, и утверждает ее состав из числа работников образовательной организации; утверждает расписание тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям); обеспечивает соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.
На подготовительном этапе целесообразно проведение следующих мероприятий:
Инструктаж педагогов о порядке и сроках проведения социально-психологического тестирования.
Родительское собрание (общее или классные) о целях, порядке и сроках тестирования.
Подготовка (тиражирование) памяток для родителей (законных представителей) о целях, порядке и сроках проведения социально-психологического тестирования.
Подготовка (тиражирование) памяток для обучающихся о целях, порядке и сроках проведения социально-психологического тестирования.
Инструктаж обучающихся о целях, порядке проведения и продолжительности тестирования.
Одним из важных направлений работы на подготовительном этапе является проведение родительских собраний, так как принятие решения обучающимися об участии или об отказе от участия в тестировании во многом зависит от отношения к процедуре социально-психологического тестирования их родителей. Практика показывает, что родители недостаточно осведомлены о целях, задачах, процедуре проведения тестирования, не видят необходимости участия в нем своих детей, опасаются возможного нанесения морального вреда их детям при недобросовестном использовании результатов социально-психологического тестирования.
В связи с этим актуальной становится необходимость проведения разъяснительной работы с родителями, а не простое информирование о проведении тестирования. На собраниях следует познакомить родителей с возрастными особенностями подростков и факторами формирования различных видов зависимостей, это поможет им понять, что социально-психологическое тестирование является наиболее действенным способом выявления риска вовлечения подростков в употребление психоактивных веществ. Родительские собрания рекомендуется проводить с использованием активных методов, поскольку основной целью собрания является формирование мотивационной готовности родителей, и традиционные методы просвещения в этом случае малоэффективны.
Родителям могут быть предложены памятки о целях, задачах, процедуре проведения социально-психологического тестирования.
При проведении классных часов обучающимся необходимо разъяснить процедуру проведения социально-психологического тестирования, сделав акцент на том, что специалистам важно знать отношение подростков и молодежи к проблеме распространения наркотиков в стране и что результаты социально-психологического тестирования будут способствовать проведению эффективной профилактической работы. Обучающимся также может быть предложена наглядная информация в виде памяток.